Новостная рассылка к фильмам «Селкинчек» (1993) и «Кардиограмма» (1995)
«Селкинчек» Актана Арым Кубата и «Кардиограмма» Дарежана Омирбаева, снятые в промежутке двух лет, заявили о выдающихся кинематографических голосах Киргизстана и Казахстана на стыке эпох, обратив на себя внимание как местного, так и международного киносообщества. Казалось бы, обе картины рассказывают одну историю: мальчик взрослеет, проживает первую, еще совсем мутную влюбленность. Однако, кинематографический язык и само повествование абсолютно своеобразны, что делает данный вестник и сопоставление двух картин уникальным.
Детство, отрочество, юность.
Фильмы Актана Арым Кубата автобиографичны и связаны с его личными воспоминаниями. «Селкинчек» — первый фильм трилогии «Я вспоминаю, я переживаю», который раскрывает тему детства. Следующие картины «Бешкемпир» и «Маймыл» продолжают заложенный путь и рассказывают об отрочестве, а затем юности.
Юрта
Кочевые народы Центральной Азии казахи, киргизы, каракалпаки до XX века пользовались вернакулярной архитектурой в виде юрт, что встречается также у многих тюркских народностей. С установлением советской власти кочевники постепенно осели, стали строить города, за счет чего изменился быт, связь не только с окружающей средой, но и с этим внутреннее мироощущение. На сегодняшний день, казахи и киргизы уходят в кочевье летом, с конца мая до начала октября, и идут за своим скотом. Юрта, идеально гармонизированное жилье для большого семейства, всё ещё используется в этот период года.
Дурак — жрец
Один из персонажей «Селкинчек» — юродивый; хотя и второстепенный, но очевидно что без его присутствия фигура главного героя проявляется менее ярко. Образ «дурака» в фольклоре разных народов выражается в виде «Ивана-дурака», юродивого, «девона», шута и имеет глубокие корни в культуре, почти архетипичные. «Дурак» косвенно отражает другое, иррациональное бытие — в своей статье М.М. Бахтин рассуждает о функциональности и прочтении этого образа в литературе.
Символы
Актан Арым Кубат придаёт большое значение символам. В фильме «Селкинчек» дети играют с белой мышью — это придаёт фильму естественную лёгкость течения жизни. Еще одним символом является морская ракушка, наполненная неведомым шумом моря, которая очаровывает всех, включая девушку Тополёк.
Чутким вниманием к важным деталям полон рассказ Владимира Набокова «Знаки и символы». Он был написан на английском и опубликован в 1948 году, затем переведен на русский язык автором. Лаконичная, почти будничная история так мастерски оснащена знаками и символами, что даёт читателю абсолютную свободу их трактования.
Кошок
«Кошок» — это киргизская песня ритуала погребения. В фильме «Селкинчек» показана похоронная процессия. Черные силуэты мужчин несут покойного на общем плане сквозь белые волны сухого чия. Смерть здесь предельно эстетизирована и превращена в визуальный символ прощания.
Писатели
Развитие кинематографа Киргизстана и появление «киргизского чуда» связано с именем писателя Чингиза Айтматова. Его проза повлияла на самобытный киноязык всей Центральной Азии: по его произведениям и сценариям было снято более 20 фильмов, в том числе «Тополек мой в красной косынке», «Джамиля», «Первый учитель», «Смерчь», «Бег иноходца», «Белый пароход», «Красное яблоко». Эти и другие картины представляют собой важную часть наследия кино Средней Азии.
Вуайеризм
Изначально картина «Кардиограмма» должна была называться «Вуайер». Через это название Дарежан Омирбаев хотел передать не только один из главных посылов фильма, но и его взгляд на искусство в целом: умение видеть куда важнее умения говорить.
Тематика вуайеризма часто затрагивается в искусстве. В 2010 году в галерее Тейт в Лондоне прошла выставка «Exposed: Voyeurism, Surveillance and the Camera». В основе лежала идея интерпретации этого действа под разными углами: в чем его сущность, чем оно может быть продиктовано и что повлияло на «культуру подсматривания» за последние десятилетия.
Другим примером является работа одного из ярчайших представителей современного изобразительного искусства Узбекистана Бобура Исмаилова — картина под названием Voyerist.
Мать и ребенок
Дарежан Омирбаев всегда подмечал особую связь матери и ребенка и решил передать ее в своем фильме «Кардиограмма», который является в большей степени автобиографическим.
Тема матери и ребенка является одной из фундаментальных в искусстве, особенно в полотнах художников. Работа Владимира Бурмакин из Узбекистана «Байсунская Мадонна» была написана художником после поездки в Сурхандарью вместе с другим выдающимся художником родом из этой области — Рузи Чориевым.
Картина Климента Редько «Материнство» находится в музее Савицкого в городе Нукус, столице Каракалакстана, Автономной Республики в составе Республики Узбекистан. Благодаря создателю, филантропу, коллекционеру и художнику Игорю Савицкому данный музей содержит одну из самых больших коллекций раннего Русского авангарда. Спрятанный в далекой периферии, музей широко известен во всем мире. Савицкий смог собрать и сохранить неимоверно важный пласт репрессированного искусства бывшего Советского Союза. Многие картины были переименованы, как способ защиты от уничтожения.
Динара Асанова
Говоря о среднеазиатском кинематографе, невозможно не отметить такую фигуру, как Динара Асанова. Начиная свой творческий путь с работы ассистентом режиссера на киностудии «Киргизфильм», она за свою недолгую карьеру успела снять фильмы, открывшие дорогу в кинематограф многим режиссерам как Средней Азии, так и советского пространства в целом.
Одним из режиссеров, вдохновивших ее работой, является Дарежан Омирбаев. С ее творчеством он столкнулся еще во времена обучения в КазГУ на факультете прикладной математики. Как говорит сам Дарежан Омирбаев, ее фильм «Ключ без права передачи» настолько задел его своей атмосферой, что после его просмотра он стал «серьезным кинолюбителем».
Робер Брессон, Андрей Тарковский
Французский режиссер Робер Брессон является одним из величайших авторов мирового кино, запомнившимся своей минималистичной подачей и экспериментальными решениями. Все его фильмы посвящены предельным состояниям человеческого духа. В книге «Заметки о кинематографе» Брессон собрал своеобразный свод правил, которые, по парадоксальному выражению автора, «культуру подсматривания» .
Андрей Тарковский считал, что только Брессону удалось достичь абсолютной простоты в своих картинах. Сам Тарковский, ставя перед собой ту же цель, шел параллельным, не менее интересным путем. Оба режиссера — и Робер Брессон, и Андрей Тарковский — заметно повлияли на среднеазиатское авторское кино, став «экранными наставниками» режиссеров.
Алматы. Аудио-визуальный образ города
Действие фильм «Кардиограмма» Дарежана Омирбаева происходит недалеко от города Алматы. Архитектура, характерная всем советским республикам в 90-х годах, мелькает в кадре, не перетягивая на себя всё внимание зрителя, но задавая предельно гармоничную среду происходящих событий. В качестве звукового сопровождения для виртуальной прогулки по городу можно выбрать экспериментальную подборку современной музыки Казахстана от Erased Tapes.