Дугох: Два мгновенья - это проект, посвященный одному из самых изысканных духовных сокровищ Узбекистана - шашмакому (шесть макомов), в котором участвуют два самых выдающихся исполнителя макомов и хранителя их сегодняшней традиции - Аброр Зуфаров и Нодира Пирматова. Музыканты исполняют подборку мушкулот (инструментальные мелодии) и наср (вокальные мелодии) из одного из шести макомов, называемых дугах. Название макома дугах можно перевести как два момента или две остановки – это четвертый макам шашмакома, который представляет собой шесть музыкальных сюит или циклов, организованных по мелодическому ладу, метрическому образцу и ритму. Считается, что лады шашмакома обладают силой вызывать в человеке определенный цвет, эмоцию или эффект, который возникает из определенного набора канонов и правил, которые вместе составляют структуру лада. С точки зрения эмоций, которые вызывает макам дугах, он характеризуется как радостный или «крылатый».
Аброр Зуфаров – виртуоз-инструменталист, освоивший игру на струнных инструментах танбур, сато и дотар в школах макома Ташкент-Фергана и Самарканд-Бухара. Он является внуком двух выдающихся и авторитетных фигур в истории узбекской классической профессиональной музыки – Тургуна Алиматова и Усмона Зуфарова. Благодаря глубоким теоретическим знаниям, Аброр Зуфаров проявил огромный интерес к сохранению, возрождению и передаче этого сложного вида культурного наследия будущим поколениям. В течение последних 20 лет своей профессиональной деятельности Аброр Зуфаров пытался восстановить утраченное в 1930-х годах аутентичное звучание танбура, восстанавливая метрический рисунок инструмента, тем самым привнося в маком старое новое звучание.
Видео интервью с Аброром Зуфаровым
Голос Надиры Пирматовой завораживает. Глубокие познания в узбекской и таджикской поэзии делают Пирматову одним из самых выдающихся исполнителей ширу шакар, а также успешной исполнительницей Фергано-Ташкентских и Бухаро-Самаркандских макомов. Мастерство Надиры Пирматовой можно считать уникальным, благодаря тому, что она может аккомпанировать себе на танбуре и дутаре, что является редким явлений среди исполнительниц в оседлых культурах. Пирматова продолжила свои исследования в области теории музыки и работает преподавателем в Государственной консерватории Узбекистана, а также стала лауреатом престижного фестиваля Shark Taronalari в Узбекистане. Нодира Пирматова – ученица таких великих узбекских исполнительниц, как Саодат Кобулова и Халима Носирова.
Видео интервью с Надирой Пирматовой