Рассылка CCA Tashkent создана совместными усилиями участников CCA Lab – междисциплинарной исследовательской группы молодых художников. Мы начинаем публиковать материалы рассылки в апреле 2020 года – одновременно с началом онлайн-показов картин, вошедших в программу Tashkent Film Encounters. T(F)E представит коллекцию центрально-азиатских фильмов, ставших классикой современного кинематографа Центральной Азии. Эти фильмы созданы признанными на международном уровне авторами. Однако, на наш взгляд, в самом регионе эти фильмы не были удостоены должного внимания.
Программу онлайн-показов откроет картина «Воиз» («Оратор»), фильм узбекского кинорежиссера Юсупа Разыкова, снятый в 1999 году. Фильм дает новое прочтение истории Узбекистана 1920-1930-х годов и рассказывает о том, как была установлена советская власть в Узбекистане, как был пересмотрен институт семьи и как было преобразовано женское образование.
Музыку к фильму написал Дмитрий Янов-Яновский – один из самых известных узбекских композиторов. Он создал для фильма звуковой ряд, сочетающий в себе традиционное центрально-азиатское звучание и постмодернистские тенденции современной музыки России и Восточной Европы. Янов-Яновский начал свою карьеру в качестве композитора анимационных и художественных фильмов – он создал множество замечательных работ для киностудии «Узбекфильм». Вот пример анимационной работы под названием «Нить» Сергея Алибекова, для которой написал музыку Янов-Яновский. На сайте композитора можно найти другие работы, созданные для оркестров и кино.
Фотографии Макса Пенсона (1893-1959) – лучшие свидетельства трансформации Узбекистана из традиционного общества в современную советскую республику в период с 20-х до 40-е годы прошлого столетия. Его работы были показаны на многих международных выставках по всему миру, в том числе в Нью-Йоркском музее современного искусства, а также служили источником для вдохновения для многих режиссеров и художников региона.
«Янги йул» («Новый путь») – узбекский журнал, публиковавшийся с 1925-го по 1933 год в Узбекистане и созданные Женотделом Коммунистической партии в только что созданном Узбекистане. Основная цель журнала – объяснить женщинам республики, что их жизнь может улучшиться, если они воспользуются новыми возможностями: обучатся грамоте, отправят в школы своих дочерей, устроятся на работу вне дома и изучат свои права согласно советскому законодательству.
Профессор Марианна Камп в Университете Индианы (Кафедра центральной Евразии) занимается историей женского вопроса в Узбекистане. Ее исследования признаны в международной среде гуманитарных наук. Чтение ее работ могут дать уникальный опыт для современных женщин Узбекистана. При помощи глубинных интервью с очевидцами тех изменений в обществе и архивной работы она в своих работах воссоздает и анализирует тектонический сдвиг, произошедший в узбекском обществе в 20-м веке. Книга Pilgrimage and Performance: Uzbek Women and the Imagining of Uzbekistan in the 1920s доступна по этой ссылке. Книга The New Woman in Uzbekistan: Islam, Modernity, and Unveiling under Communism доступна по этой ссылке.
«Свидание с судьбой» – речь Джавахарлара Неру, первого премьера-министра независимой Индии, произнесенная им в исторический день, когда индийский народ обрел независимость. В полночь 14 августа 1947 лидер нации объявил о грядущей независимости страны как реализации исторической судьбы страны. Эта речь считается одной из главных выступлений в истории XX века. Торжественное выступление Неру символизирует собой воплощение и кульминацию независимости Индии.