Новостная рассылка к фильмам «Кош ба кош» (1993) и «Три брата» (2000)
Для того, чтобы наш вестник был богаче и динамичней мы решили посвятить его двум фильмам: «Кош ба кош» Бахтиера Худойназарова (Таджикистан) и «Три брата» Серика Апрымова (Казахстан). Фильмы похожи тем, что сняты в непростой постсоветский период соседних стран, но абсолютно разные по тематике, настроению и художественному решению. Материал, собранный в этом выпуске — это наши впечатления и ассоциации от просмотренных картин, они помогут вам взглянуть на фильмы с интересных, на наш взгляд, сторон.
Военные действия
Действие фильма «Кош ба кош» разворачивается на фоне гражданской войны в Таджикистане (1992-1997). Политические распри пришли в страну неожиданно и охватили значительную её часть. Привычный уклад жизни людей изменился, началось осмысление истории современного независимого Таджикистана.
Канатная дорога
Во время вынужденной паузы в съемках «Кош ба кош», команда фильма искала возможность смены локации: среди рассматриваемых вариантов были отдалённые регионы Таджикистана и других соседних республик. Идея провалилась; то, что притягивало, в какой-то степени определяло и являлось неуловимым, но ключевым героем фильма оказалось невозможно найти где-либо, кроме Душанбе - это фуникулёр, которым управляет главный герой Далер и который становится неотъемлемым символом этой истории.
В 2013 году двое участников Sensory Ethnography Lab при Гарвардском университете Стефани Спрэй и Пако Велез сняли экспериментальный документальный фильм «Манакамана» . Камера зафиксирована внутри фуникулёра, который перевозит абсолютно разных пассажиров вверх и вниз посреди Гималайских гор - к древнему индуистскому святилищу Манакамана. Размеренный ритм повествования позволяет внимательно вглядеться в лица, мимику людей, попытаться понять их историю за время «совместной» поездки в тесной кабине фуникулёра.
Азарт
Азарт, своего рода зависимость, зачастую ассоциируется с сильными эмоциями - одержимостью, почти агонией, которая поглощает разум человека, заслоняет собой ясность сознания. Азартные игры нередко становились темой для создания художественных произведений. Одним из литературных примеров является роман Фёдора Достоевского «Игрок» .
Петушиные бои в афганском языке «Мургх Джанги», являются популярным развлечением во время зимнего сезона. Традиция проведения петушиных боев в Афганистане очень крепкая и древняя, их история восходит к 4000 г. до н.э. Петушиные бои стали национальной традицией Афганистана.
Грузинское кино
Грузинское кино было важным источником вдохновения в творчестве Бахтиёра Худойназарова. Он во многом перенял оттуда лёгкость, естественность и иронию, которые впоследствие стали свойствены большинству его картин. Короткометражный фильм «Кувшин» , снятый режиссером Ираклием Квирикадзе в 1970 году представляет собой то самое позитивное и жизнерадостное прочтение кино Грузии той эпохи.
Музыка
«Кош ба Кош» - документ, свидетельствующий о реальности 90-х годов в Таджикистане: даже если война идет где-то на заднем фоне, это фильм всё же о ней. Сегодня, после 20 лет событий, социальная проблема сдвинулась для Таджикистана. Об этом ярко повествует молодая таджикская поп-певица, выросшая в России. MANIZHA – одна из тысяч смещенных судеб от корней на новые территории.
MANIZHA интересна тем, что посредством своего творчества она активно и ярко выражает свою социальную позицию.
Детство
Тема взросления волнует Серика Апрымова, автора картины «Три брата», и он часто видит детей как главных героев своих фильмов. Фильм «Волчонок среди людей» (1988) казахского режиссера Талгата Теменова рассказывает о дружбе мальчика и волчонка. Сюжет фильма отсылает зрителя к архаической связи кочевых народов с животной душой и с природой.
Сельская жизнь
Фильм «Три брата» повествует о сельской местности, образе жизни, который в свете сегодняшней ситуацией с COVID-19, будет одним из актуальных вопросов будущего.
Выставка «Countryside, The Future» архитектора и урбаниста Рэма Колхаса и Самира Бантала, директора AMO, аналитического центра Управления по столичной архитектуре (OMA) представит размышления о завтрашнем дне через понимание сельской местности сегодня.
Французская новая волна
Французская новая волна основательно повлияла на кинематографию в целом, сдвинув с места понимание искусства кино, таким образом посодействовала развитию независимого, авторского кино. Переосмысление кинематографа, сформировало «казахскую новую волну», что образовалась сразу после развала советского союза. Одними из ярчайших представителей этого локального кинодвижения стали такие режиссеры, как Серик Апрымов, Дарежан Омирбаев.
В творчестве Серика Апрымова тоже чувствуется стремление к документальности, он выделяет «новую волну» среди других жанров кино. Фильм «400 ударов» (1959) Франсуа Трюффо считается фильмом, который стал знаковым для французской новой волны.
Исторические фотографии запечатленные в период с середины XIX и начала XX веков показывают нам жизнь и быт казахов во время экспансии Российской Империи в среднеазиатскую степь. Большинство первых снимков нынешнего Казахстана были сделаны русскими историками и этнографами во время научных экспедиций. Многие уникальные исторические снимки хранятся в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в России.
«Мантик ал тайр» Фарид-ад-дин Аттар
Главные персонажи фильма «Три брата» (группа детей) верят в миф, который сочинил старик. Миф об «озере», где можно познать все наслаждения, как и птицы, летящие к озеру в книге «Мантик ал тайр» Фарид-ад-дина Аттара, к которому художник эпохи Темуридов Камолиддин Бехзад создал иллюстрации.